18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восстановление дома Наркомфина начнется в обозримом будущем

Концепция реставрации будет представлена в июне, но непонятно, сколько займет подготовка проекта.

Еще недавно дом Наркомфина, возведенный в 1930 году одним из идеологов конструктивизма Моисеем Гинзбургом под патронатом наркома финансов СССР Николая Милютина, упоминался в прессе в основном в связи со скандалами. Владельцы и арендаторы отдельных квартир начали незаконный ремонт без согласования с органами охраны, хотя дом — памятник регионального значения. Как написала в Facebook историк архитектуры Анна Броновицкая, «сейчас там заменяют подлинные окна на стеклопакеты и спиливают батареи, которые являются частью оригинального дизайна». Еще раньше умудрились залить бетоном коридоры, соединяющие квартиры, оригинальные элементы декора вывозились и уничтожались… Запрещенные предписанием Мосгорнаследия работы удалось остановить не сразу. Но сейчас инвестор, владелец группы «Коперник» Александр Сенаторов, который сосредоточил в своих руках подавляющую часть квартир, заявил о скором начале научной реставрации здания с сохранением внутренней планировки и уцелевших деталей, доскональным воссозданием утраченных элементов. Уже назван подрядчик — строительный холдинг «ПСП-Фарман». В его составе есть компания «ПФРеставрация», занимавшаяся восстановлением, в частности, дома Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной. Выбраны и авторы проекта реставрации — бюро Kleinewelt architekten, разрабатывающее в настоящий момент ее концепцию. Как заявил The Art Newspaper Russia архитектор и партнер бюро Николай Переслегин, «у этого здания две функции — общественнаяи жилая. Мы видим большую часть помещений занятыми под жилье, и понятно, что это будут, скорее всего, студии — очень специальные, определенного формата и настроения, и жить там будут те, кто мечтает именно о таком жилье. Что касается общественных зон, то на верхнем этаже мы предполагаем небольшой отель, где сможет на время поселиться любой желающий. Нам представляется важным, чтобы каждый, кто хочет узнать, что такое конструктивизм, почувствовать его, имел бы возможность попасть в этот дом, пожить в нем, вжиться в это пространство».

Функциональное назначение пентхауса на крыше (в нем располагалась квартира наркома) пока обсуждается. А в соединенном с главным корпусом хозяйственном блоке — здесь Гинзбург устроил, среди прочего, столовую — архитекторы предлагают сделать кафе, которое могло бы одновременно выполнять функции музея или шоурума дома Наркомфина. В любом случае это будет общественное помещение. «Наша позиция — максимально сохранить фасад, — продолжает Переслегин, — «вылечить» его, укрепить. Если в свое время высказывались радикальные предложения буквально срезать фасад и заменить, то сегодняэта идея не рассматривается. Современные материалы использоваться, безусловно, будут, но только в рамках реставрационной концепции, которую совершенно необходимо широко обсуждать с экспертным сообществом, общественностью. Сейчас мы в начале работы над исследованием, которое нужно для формирования общей концепции. После ее презентации можно обсуждать дальнейшую конкретику».

Стоит добавить, что первый этаж, появившийся позже, упразднят — здание, как и при Гинзбурге, будет стоять на столбах. Пока же, по словам архитектора, речь идет даже не столько о материальной и технологической стороне вопроса, сколько о сущностной и общественной: «Дом Наркомфина — это не только бетон, камышит, стекло, столярка, это не дом в традиционном смысле слова, это целый мир, воссоздавать его тоже надо всем миром. Необходимо создать ситуацию, при которой люди, занимающиеся этим домом последние 10–15 лет и у кого выработаны свои предложения по организации реставрационного процесса, могли бы объединить свои усилия с теми, кто имеет имущественное и юридическое отношение к памятнику». Насколько это реально, мы скоро увидим.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+